60+

Уникальных
вариантов

4 200+

Разборов
с видео

7 000+

Уникальных задач

Банк Задач - Global_EE

Мы собрали более 7 000 задач по физике. 4 200 из них уже с видеоразборами

Выбор предмета

Выберите предмет, нажимая на кнопки ниже

ОГЭ
ЕГЭ

Задача 1

Номер 4

ОГЭ

2 балла

Прочитайте текст и вставьте на места пропусков слова (словосочетания) из приведенного списка.

Полярное сияние — одно из самых красивых явлений в природе. Формы полярного сияния очень разнообразны: то это своеобразные светлые столбы, то изумрудно-зеленые с красной бахромой пылающие длинные ленты, расходящиеся многочисленные лучи-стрелы, а то и просто бесформенные светлые, иногда цветные пятна на небе.
Полярные сияния чаще всего наблюдаются в приполярных регионах, откуда и происходит это название. Полярные сияния могут быть видны не только на далеком Севере, но и южнее. Например, в 1938 году полярное сияние наблюдалось на южном берегу Крыма, что объясняется увеличением мощности возбудителя свечения — ________ (А).
Начало изучению полярных сияний положил великий русский ученый М. В. Ломоносов, высказавший гипотезу о том, что причиной этого явления служат электрические ________ (Б) в разреженном воздухе.
Опыты подтвердили научное предположение ученого.
Полярные сияния — это электрическое свечение верхних очень разреженных слоев атмосферы на высоте (обычно) от 80 до 1000 км. Свечение это происходит под влиянием быстро движущихся электрически заряженных частиц (электронов и протонов), приходящих от Солнца. Взаимодействие солнечного ветра с ________ (В) полем Земли приводит к повышенной концентрации заряженных частиц в зонах, окружающих геомагнитные полюса Земли. Именно в этих зонах и наблюдается наибольшая активность полярных сияний.
Столкновения быстрых электронов и протонов с атомами кислорода и азота приводят атомы в ________ (Г) состояние. Выделяя избыток энергии, атомы кислорода дают яркое излучение в зеленой и красной областях спектра, молекулы азота — в фиолетовой. Сочетание всех этих излучений и придает полярным сияниям красивую, часто меняющуюся окраску.

Список слов и словосочетаний:
1) метеоритный дождь
2) солнечный ветер
3) волна
4) поле
5) разряд
6) возбужденный
7) магнитный
8) стационарный
9) электрический

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Цифры могут повторяться.
Рисунок для задачи

Видеоразбор

2576

Ответ

Задача 1

Номер 4

ОГЭ

2 балла

Прочитайте текст и вставьте на места пропусков слова (словосочетания) из приведенного списка.

Полярное сияние — одно из самых красивых явлений в природе. Формы полярного сияния очень разнообразны: то это своеобразные светлые столбы, то изумрудно-зеленые с красной бахромой пылающие длинные ленты, расходящиеся многочисленные лучи-стрелы, а то и просто бесформенные светлые, иногда цветные пятна на небе.
Полярные сияния чаще всего наблюдаются в приполярных регионах, откуда и происходит это название. Полярные сияния могут быть видны не только на далеком Севере, но и южнее. Например, в 1938 году полярное сияние наблюдалось на южном берегу Крыма, что объясняется увеличением мощности возбудителя свечения — ________ (А).
Начало изучению полярных сияний положил великий русский ученый М. В. Ломоносов, высказавший гипотезу о том, что причиной этого явления служат электрические ________ (Б) в разреженном воздухе.
Опыты подтвердили научное предположение ученого.
Полярные сияния — это электрическое свечение верхних очень разреженных слоев атмосферы на высоте (обычно) от 80 до 1000 км. Свечение это происходит под влиянием быстро движущихся электрически заряженных частиц (электронов и протонов), приходящих от Солнца. Взаимодействие солнечного ветра с ________ (В) полем Земли приводит к повышенной концентрации заряженных частиц в зонах, окружающих геомагнитные полюса Земли. Именно в этих зонах и наблюдается наибольшая активность полярных сияний.
Столкновения быстрых электронов и протонов с атомами кислорода и азота приводят атомы в ________ (Г) состояние. Выделяя избыток энергии, атомы кислорода дают яркое излучение в зеленой и красной областях спектра, молекулы азота — в фиолетовой. Сочетание всех этих излучений и придает полярным сияниям красивую, часто меняющуюся окраску.

Список слов и словосочетаний:
1) метеоритный дождь
2) солнечный ветер
3) волна
4) поле
5) разряд
6) возбужденный
7) магнитный
8) стационарный
9) электрический

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Цифры могут повторяться.
Рисунок для задачи

Видеоразбор

2576

Ответ

Задача 2

Номер 4

ОГЭ

2 балла

Прочитайте текст и вставьте на места пропусков слова (словосочетания) из приведенного списка.

Электрическая дуга — это один из видов газового разряда. Получить ее можно следующим образом. В штативе закрепляют два угольных стержня заостренными концами друг к другу и присоединяют к источнику тока. Когда угли приводят в соприкосновение, а затем слегка раздвигают, между концами углей образуется яркое пламя, а сами угли раскаляются добела. Дуга горит устойчиво, если через нее проходит постоянный электрический ток. В этом случае один электрод является все время положительным (анод), а другой — отрицательным (катод).
Для поддержания дугового разряда нужно небольшое напряжение, дуга горит при напряжении на ее электродах 40 В. Сила тока в дуге довольно значительна, а сопротивление невелико; следовательно, светящийся газовый столб ________ (А) проводит электрический ток. Ионизацию в пространстве между электродами вызывают своими ударами о ________ (Б) электроны, испускаемые катодом дуги. Большое количество испускаемых ________ (В) обеспечивается тем, что катод нагрет до очень высокой температуры. Когда для зажигания дуги вначале угли приводят в соприкосновение, то в месте контакта, обладающем очень большим сопротивлением, выделяется огромное количество ________ (Г). Поэтому концы углей сильно разогреваются, и этого достаточно для того, чтобы при их раздвижении между ними вспыхнула дуга. В дальнейшем катод дуги поддерживается в накаленном состоянии самим током, проходящим через дугу.

Список слов и словосочетаний:
1) плохо
2) хорошо
3) молекулы газа
4) осадок
5) протоны
6) теплота
7) электроны

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Цифры могут повторяться.
Рисунок для задачи

Видеоразбор

2376

Ответ

Задача 2

Номер 4

ОГЭ

2 балла

Прочитайте текст и вставьте на места пропусков слова (словосочетания) из приведенного списка.

Электрическая дуга — это один из видов газового разряда. Получить ее можно следующим образом. В штативе закрепляют два угольных стержня заостренными концами друг к другу и присоединяют к источнику тока. Когда угли приводят в соприкосновение, а затем слегка раздвигают, между концами углей образуется яркое пламя, а сами угли раскаляются добела. Дуга горит устойчиво, если через нее проходит постоянный электрический ток. В этом случае один электрод является все время положительным (анод), а другой — отрицательным (катод).
Для поддержания дугового разряда нужно небольшое напряжение, дуга горит при напряжении на ее электродах 40 В. Сила тока в дуге довольно значительна, а сопротивление невелико; следовательно, светящийся газовый столб ________ (А) проводит электрический ток. Ионизацию в пространстве между электродами вызывают своими ударами о ________ (Б) электроны, испускаемые катодом дуги. Большое количество испускаемых ________ (В) обеспечивается тем, что катод нагрет до очень высокой температуры. Когда для зажигания дуги вначале угли приводят в соприкосновение, то в месте контакта, обладающем очень большим сопротивлением, выделяется огромное количество ________ (Г). Поэтому концы углей сильно разогреваются, и этого достаточно для того, чтобы при их раздвижении между ними вспыхнула дуга. В дальнейшем катод дуги поддерживается в накаленном состоянии самим током, проходящим через дугу.

Список слов и словосочетаний:
1) плохо
2) хорошо
3) молекулы газа
4) осадок
5) протоны
6) теплота
7) электроны

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Цифры могут повторяться.
Рисунок для задачи

Видеоразбор

2376

Ответ

Задача 3

Номер 4

ОГЭ

2 балла

Прочитайте текст и вставьте на место пропусков слова (словосочетания) из приведенного списка.

Возьмем простой железный гвоздь, обмотаем его проволокой и подключим ее к батарейке (рис. 1). Мы получим _________ (А), магнитные свойства которого можно наблюдать по притяжению к нему стальных гвоздиков. Для определения полюсов магнита можно воспользоваться магнитной стрелкой. Так, в точке А изображенного на рис. 2 соленоида находится _________ (Б). Также для определения _________ (В) магнита можно воспользоваться правилом _________ (Г).

Список слов и словосочетаний:
1) постоянный полосовой магнит
2) электромагнит
3) южный магнитный полюс
4) северный магнитный полюс
5) правой руки (буравчика)
6) левой руки
7) полюсов

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Рисунок для задачи

Видеоразбор

2475

Ответ

Задача 3

Номер 4

ОГЭ

2 балла

Прочитайте текст и вставьте на место пропусков слова (словосочетания) из приведенного списка.

Возьмем простой железный гвоздь, обмотаем его проволокой и подключим ее к батарейке (рис. 1). Мы получим _________ (А), магнитные свойства которого можно наблюдать по притяжению к нему стальных гвоздиков. Для определения полюсов магнита можно воспользоваться магнитной стрелкой. Так, в точке А изображенного на рис. 2 соленоида находится _________ (Б). Также для определения _________ (В) магнита можно воспользоваться правилом _________ (Г).

Список слов и словосочетаний:
1) постоянный полосовой магнит
2) электромагнит
3) южный магнитный полюс
4) северный магнитный полюс
5) правой руки (буравчика)
6) левой руки
7) полюсов

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Рисунок для задачи

Видеоразбор

2475

Ответ

Задача 4

Номер 4

ОГЭ

2 балла

Прочитайте текст и вставьте на места пропусков слова (словосочетания) из приведенного списка.

Масс-спектрограф — это прибор для разделения ионов по величине отношения их заряда к массе. В самой простой модификации схема прибора представлена на рисунке.
Исследуемый образец специальными методами (испарением, электронным ударом) переводится в газообразное состояние, затем образовавшийся газ ионизируется в источнике 1. Затем ионы ускоряются ________ (А) полем и формируются в узкий пучок в ускоряющем устройстве 2, после чего через узкую входную щель попадают в камеру 3, в которой создано однородное ________ (Б) поле. Это поле изменяет траекторию движения частиц. Под действием ________ (В) ионы начинают двигаться по дуге окружности и попадают на экран 4, где регистрируется место их попадания. Методы регистрации могут быть различными: фотографические, электронные и т. д. Так как радиус траектории зависит от массы и заряда иона, то разные ионы попадают на экран на различном ________ (Г), что и позволяет их разделять и анализировать состав образца.

Список слов и словосочетаний:
1) магнитное
2) электрическое
3) сила Ампера
4) сила Лоренца
5) сила тяжести
6) расстояние от источника
7) участок спектра

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Цифры могут повторяться.
Рисунок для задачи

Видеоразбор

2146

Ответ

Задача 4

Номер 4

ОГЭ

2 балла

Прочитайте текст и вставьте на места пропусков слова (словосочетания) из приведенного списка.

Масс-спектрограф — это прибор для разделения ионов по величине отношения их заряда к массе. В самой простой модификации схема прибора представлена на рисунке.
Исследуемый образец специальными методами (испарением, электронным ударом) переводится в газообразное состояние, затем образовавшийся газ ионизируется в источнике 1. Затем ионы ускоряются ________ (А) полем и формируются в узкий пучок в ускоряющем устройстве 2, после чего через узкую входную щель попадают в камеру 3, в которой создано однородное ________ (Б) поле. Это поле изменяет траекторию движения частиц. Под действием ________ (В) ионы начинают двигаться по дуге окружности и попадают на экран 4, где регистрируется место их попадания. Методы регистрации могут быть различными: фотографические, электронные и т. д. Так как радиус траектории зависит от массы и заряда иона, то разные ионы попадают на экран на различном ________ (Г), что и позволяет их разделять и анализировать состав образца.

Список слов и словосочетаний:
1) магнитное
2) электрическое
3) сила Ампера
4) сила Лоренца
5) сила тяжести
6) расстояние от источника
7) участок спектра

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Цифры могут повторяться.
Рисунок для задачи

Видеоразбор

2146

Ответ

Задача 5

Номер 4

ОГЭ

2 балла

Прочитайте текст и вставьте на места пропусков слова (словосочетания) из приведенного списка.

Для получения заряженных частиц (электронов, протонов, атомных ядер, ионов) больших энергий применяются специальные устройства — ускорители заряженных частиц. В основе работы ускорителя лежит взаимодействие заряженных частиц с электрическим и магнитным полями. ________ (А) поле способно напрямую совершать работу над частицей, то есть увеличивать ее энергию. ________ (Б) же поле, создавая ________ (В), лишь отклоняет частицу, не изменяя ее энергии, и задает траекторию, по которой движутся частицы.
Ускорители заряженных частиц можно классифицировать по разным признакам. По типу ускоряемых частиц различают электронные ускорители, протонные ускорители и ускорители ионов. По характеру траекторий частиц различают линейные ускорители, в которых пучок частиц однократно проходит ускоряющие промежутки и траектории частиц близки к прямой линии, и циклические ускорители, в которых пучки движутся по замкнутым кривым (например, окружностям или спиралям), проходя ускоряющие промежутки по многу раз.
На рисунке 1 представлена схема работы циклотрона — циклического ускорителя протонов (или ионов). Частицы из ионного источника 1 непрерывно поступают в вакуумную камеру и ускоряются электродами 3. Магнитное поле, направленное ________ (Г) плоскости рисунка, заставляет заряженную частицу отклоняться от прямолинейного движения. Траекторией движения частицы получается раскручивающаяся спираль.
Циклотрон — первый из циклических ускорителей. Впервые был разработан и построен в 1931 году. До сих пор циклотроны широко применяются для ускорения тяжелых частиц до относительно небольших энергий.

Список слов и словосочетаний:
1) магнитный
2) электрический
3) сила Ампера
4) сила Кулона
5) сила Лоренца
6) параллельно
7) перпендикулярно

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Цифры могут повторяться.
Рисунок для задачи

Видеоразбор

2157

Ответ

Задача 5

Номер 4

ОГЭ

2 балла

Прочитайте текст и вставьте на места пропусков слова (словосочетания) из приведенного списка.

Для получения заряженных частиц (электронов, протонов, атомных ядер, ионов) больших энергий применяются специальные устройства — ускорители заряженных частиц. В основе работы ускорителя лежит взаимодействие заряженных частиц с электрическим и магнитным полями. ________ (А) поле способно напрямую совершать работу над частицей, то есть увеличивать ее энергию. ________ (Б) же поле, создавая ________ (В), лишь отклоняет частицу, не изменяя ее энергии, и задает траекторию, по которой движутся частицы.
Ускорители заряженных частиц можно классифицировать по разным признакам. По типу ускоряемых частиц различают электронные ускорители, протонные ускорители и ускорители ионов. По характеру траекторий частиц различают линейные ускорители, в которых пучок частиц однократно проходит ускоряющие промежутки и траектории частиц близки к прямой линии, и циклические ускорители, в которых пучки движутся по замкнутым кривым (например, окружностям или спиралям), проходя ускоряющие промежутки по многу раз.
На рисунке 1 представлена схема работы циклотрона — циклического ускорителя протонов (или ионов). Частицы из ионного источника 1 непрерывно поступают в вакуумную камеру и ускоряются электродами 3. Магнитное поле, направленное ________ (Г) плоскости рисунка, заставляет заряженную частицу отклоняться от прямолинейного движения. Траекторией движения частицы получается раскручивающаяся спираль.
Циклотрон — первый из циклических ускорителей. Впервые был разработан и построен в 1931 году. До сих пор циклотроны широко применяются для ускорения тяжелых частиц до относительно небольших энергий.

Список слов и словосочетаний:
1) магнитный
2) электрический
3) сила Ампера
4) сила Кулона
5) сила Лоренца
6) параллельно
7) перпендикулярно

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Цифры могут повторяться.
Рисунок для задачи

Видеоразбор

2157

Ответ

Задача 6

Номер 4

ОГЭ

2 балла

Прочитайте текст и вставьте на места пропусков слова (словосочетания) из приведенного списка.

Микрофон — это устройство, предназначенное для преобразования звуковой волны в электрический сигнал, который затем может использоваться для записи звука, для его усиления или воспроизведения.
Рассмотрим электродинамический микрофон с подвижной катушкой. Он состоит из корпуса, внутри которого неподвижно закреплен полосовой постоянный магнит ПМ. Упругая мембрана М вынесена на один из торцов корпуса микрофона. К мембране прикреплена катушка К, на которую намотано много витков провода. Катушка расположена так, что она находится вблизи одного из полюсов магнита. При воздействии звуковых волн на мембрану она приходит в колебательное движение, и вместе с ней начинает колебаться катушка, двигаясь вдоль продольной оси магнита. В результате этого изменяется ________ (А) через катушку, и в ней, в соответствии с ________ (Б), возникает переменное напряжение. Закон изменения этого напряжения соответствует закону колебаний мембраны под действием звуковых волн. Таким образом, механический сигнал преобразуется в электрический.
Существуют и другие типы микрофонов — конденсаторный микрофон (в нем мембрана прикреплена к одной из пластин включенного в электрическую цепь конденсатора, в результате чего при колебаниях мембраны изменяется его ________ (В)), угольный микрофон (в нем мембрана при колебаниях давит на угольный порошок, включенный в электрическую цепь, в результате чего изменяется его ________ (Г)), пьезомикрофон (его работа основана на свойстве некоторых веществ — пьезоэлектриков — создавать электрическое поле при деформациях), а также ряд модификаций этих типов микрофонов.

Список слов и словосочетаний:
1) индуктивность
2) магнитный поток
3) сопротивление
4) электрическая емкость
5) электрический ток
6) закон электромагнитной индукции
7) правило левой руки
8) правило Ленца

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Цифры могут повторяться.
Рисунок для задачи

Видеоразбор

2643

Ответ

Задача 6

Номер 4

ОГЭ

2 балла

Прочитайте текст и вставьте на места пропусков слова (словосочетания) из приведенного списка.

Микрофон — это устройство, предназначенное для преобразования звуковой волны в электрический сигнал, который затем может использоваться для записи звука, для его усиления или воспроизведения.
Рассмотрим электродинамический микрофон с подвижной катушкой. Он состоит из корпуса, внутри которого неподвижно закреплен полосовой постоянный магнит ПМ. Упругая мембрана М вынесена на один из торцов корпуса микрофона. К мембране прикреплена катушка К, на которую намотано много витков провода. Катушка расположена так, что она находится вблизи одного из полюсов магнита. При воздействии звуковых волн на мембрану она приходит в колебательное движение, и вместе с ней начинает колебаться катушка, двигаясь вдоль продольной оси магнита. В результате этого изменяется ________ (А) через катушку, и в ней, в соответствии с ________ (Б), возникает переменное напряжение. Закон изменения этого напряжения соответствует закону колебаний мембраны под действием звуковых волн. Таким образом, механический сигнал преобразуется в электрический.
Существуют и другие типы микрофонов — конденсаторный микрофон (в нем мембрана прикреплена к одной из пластин включенного в электрическую цепь конденсатора, в результате чего при колебаниях мембраны изменяется его ________ (В)), угольный микрофон (в нем мембрана при колебаниях давит на угольный порошок, включенный в электрическую цепь, в результате чего изменяется его ________ (Г)), пьезомикрофон (его работа основана на свойстве некоторых веществ — пьезоэлектриков — создавать электрическое поле при деформациях), а также ряд модификаций этих типов микрофонов.

Список слов и словосочетаний:
1) индуктивность
2) магнитный поток
3) сопротивление
4) электрическая емкость
5) электрический ток
6) закон электромагнитной индукции
7) правило левой руки
8) правило Ленца

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Цифры могут повторяться.
Рисунок для задачи

Видеоразбор

2643

Ответ

Задача 7

Номер 4

ОГЭ

2 балла

Прочитайте текст и вставьте на места пропусков слова (словосочетания) из приведенного списка.

Атмосферное электричество образуется и концентрируется в облаках — образованиях из мелких частиц воды, находящейся в жидком или твердом состоянии. При дроблении водяных капель и кристаллов льда, при столкновениях их с ионами атмосферного воздуха крупные капли и кристаллы приобретают избыточный отрицательный заряд, а мелкие — положительный. Восходящие потоки воздуха в грозовом облаке поднимают мелкие капли и кристаллы к вершине облака, крупные капли и кристаллы опускаются к его основанию.
Заряженные облака наводят на земной поверхности под собой ________ (А) по знаку заряд. Внутри облака и между облаком и Землей создается сильное ________ (Б) поле, которое способствует ионизации воздуха и возникновению искровых разрядов (молний) как внутри облака, так и между облаком и поверхностью Земли.
Гром возникает вследствие резкого расширения воздуха при быстром повышении температуры в канале разряда молнии. Вспышку молнии мы видим практически одновременно с разрядом, так как скорость распространения света очень велика (3·108 м/с). Разряд молнии длится всего 0,1–0,2 с. Звук распространяется значительно медленнее. В воздухе его скорость равна примерно 330 м/с. Чем дальше от нас произошел разряд молнии, тем ________ (В) пауза между вспышкой света и громом. Гром от очень далеких молний вообще не доходит: звуковая энергия рассеивается и поглощается по пути. Такие молнии называют зарницами. Как правило, гром слышен на расстоянии до 15–20 километров; таким образом, если наблюдатель видит молнию, но не слышит грома, то гроза находится на расстоянии более 20 километров.
Гром, сопровождающий молнию, может длиться в течение нескольких секунд. Существует две причины, объясняющие, почему вслед за короткой молнией слышатся более или менее долгие раскаты грома. Во-первых, молния имеет очень большую длину (она измеряется километрами), поэтому звук от разных ее участков доходит до наблюдателя ________ (Г). Во-вторых, происходит отражение звука от облаков и туч — возникает эхо. Отражением звука от облаков объясняется происходящее иногда усиление громкости звука в конце громовых раскатов.

Список слов и словосочетаний:
1) в разные моменты времени
2) длиннее
3) короче
4) магнитный
5) одновременно
6) противоположный
7) такой же
8) электрический

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Цифры могут повторяться.
Рисунок для задачи

Видеоразбор

6821

Ответ

Задача 7

Номер 4

ОГЭ

2 балла

Прочитайте текст и вставьте на места пропусков слова (словосочетания) из приведенного списка.

Атмосферное электричество образуется и концентрируется в облаках — образованиях из мелких частиц воды, находящейся в жидком или твердом состоянии. При дроблении водяных капель и кристаллов льда, при столкновениях их с ионами атмосферного воздуха крупные капли и кристаллы приобретают избыточный отрицательный заряд, а мелкие — положительный. Восходящие потоки воздуха в грозовом облаке поднимают мелкие капли и кристаллы к вершине облака, крупные капли и кристаллы опускаются к его основанию.
Заряженные облака наводят на земной поверхности под собой ________ (А) по знаку заряд. Внутри облака и между облаком и Землей создается сильное ________ (Б) поле, которое способствует ионизации воздуха и возникновению искровых разрядов (молний) как внутри облака, так и между облаком и поверхностью Земли.
Гром возникает вследствие резкого расширения воздуха при быстром повышении температуры в канале разряда молнии. Вспышку молнии мы видим практически одновременно с разрядом, так как скорость распространения света очень велика (3·108 м/с). Разряд молнии длится всего 0,1–0,2 с. Звук распространяется значительно медленнее. В воздухе его скорость равна примерно 330 м/с. Чем дальше от нас произошел разряд молнии, тем ________ (В) пауза между вспышкой света и громом. Гром от очень далеких молний вообще не доходит: звуковая энергия рассеивается и поглощается по пути. Такие молнии называют зарницами. Как правило, гром слышен на расстоянии до 15–20 километров; таким образом, если наблюдатель видит молнию, но не слышит грома, то гроза находится на расстоянии более 20 километров.
Гром, сопровождающий молнию, может длиться в течение нескольких секунд. Существует две причины, объясняющие, почему вслед за короткой молнией слышатся более или менее долгие раскаты грома. Во-первых, молния имеет очень большую длину (она измеряется километрами), поэтому звук от разных ее участков доходит до наблюдателя ________ (Г). Во-вторых, происходит отражение звука от облаков и туч — возникает эхо. Отражением звука от облаков объясняется происходящее иногда усиление громкости звука в конце громовых раскатов.

Список слов и словосочетаний:
1) в разные моменты времени
2) длиннее
3) короче
4) магнитный
5) одновременно
6) противоположный
7) такой же
8) электрический

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Цифры могут повторяться.
Рисунок для задачи

Видеоразбор

6821

Ответ

Задача 8

Номер 4

ОГЭ

2 балла

Прочитайте текст и вставьте на места пропусков слова (словосочетания) из приведенного списка.

Для изучения электрических свойств стержней, изготовленных из разных материалов (рис. 1), провели следующие опыты. Взяли два одинаковых электрометра. Первый зарядили от наэлектризованной палочки, а второй оставили незаряженным (рис. 2).
Когда шары электрометров соединили друг с другом одним из стержней, показания приборов не изменились. Это объясняется тем, что материал этого стрежня является _________(А). Такие материалы _________(Б), поэтому второй электрометр остался незаряженным.
Когда шары электрометров соединили другим стержнем, стрелка незаряженного электрометра практически моментально отклонилась от вертикального положения. Это объясняется тем, что материал данного стержня является _________(В). В таких материалах имеются _________(Г), поэтому второй электрометр заряжается.

Список слов и словосочетаний:
1) проводник
2) кристалл
3) диэлектрик
4) электризуются при соприкосновении
5) не проводят электрический заряд
6) свободные электрические заряды
7) связанные электрические заряды

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Рисунок для задачи

Видеоразбор

3516

Ответ

Задача 8

Номер 4

ОГЭ

2 балла

Прочитайте текст и вставьте на места пропусков слова (словосочетания) из приведенного списка.

Для изучения электрических свойств стержней, изготовленных из разных материалов (рис. 1), провели следующие опыты. Взяли два одинаковых электрометра. Первый зарядили от наэлектризованной палочки, а второй оставили незаряженным (рис. 2).
Когда шары электрометров соединили друг с другом одним из стержней, показания приборов не изменились. Это объясняется тем, что материал этого стрежня является _________(А). Такие материалы _________(Б), поэтому второй электрометр остался незаряженным.
Когда шары электрометров соединили другим стержнем, стрелка незаряженного электрометра практически моментально отклонилась от вертикального положения. Это объясняется тем, что материал данного стержня является _________(В). В таких материалах имеются _________(Г), поэтому второй электрометр заряжается.

Список слов и словосочетаний:
1) проводник
2) кристалл
3) диэлектрик
4) электризуются при соприкосновении
5) не проводят электрический заряд
6) свободные электрические заряды
7) связанные электрические заряды

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Рисунок для задачи

Видеоразбор

3516

Ответ

Задача 9

Номер 4

ОГЭ

2 балла

Прочитайте текст и вставьте на место пропусков слова (словосочетания) из приведенного списка.
Для изучения электрических свойств стержня проведем следующий опыт. Возьмем два электрометра. Один из них зарядим, а другой, наоборот, разрядим (см. рис.).
Рисунок для задачи
Теперь возьмем стержень с помощью пластмассовой ручки и соединим стержнем шары электрометров. Пластмасса является _________(А) и выполняет роль _________(Б) между стержнем и кожей человека. Если материал стрежня относится к _________(В), то листочки незаряженного электрометра практически моментально отклонятся от вертикального положения. Это объясняется _________(Г) между двумя электрометрами.

Список слов и словосочетаний:
1) вещество
2) проводник
3) материал
4) электризация металлического стержня через влияние
5) диэлектрик
6) протекание свободного электрического заряда
7) изолятор

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Рисунок для задачи

Видеоразбор

5726

Ответ

Задача 9

Номер 4

ОГЭ

2 балла

Прочитайте текст и вставьте на место пропусков слова (словосочетания) из приведенного списка.
Для изучения электрических свойств стержня проведем следующий опыт. Возьмем два электрометра. Один из них зарядим, а другой, наоборот, разрядим (см. рис.).
Рисунок для задачи
Теперь возьмем стержень с помощью пластмассовой ручки и соединим стержнем шары электрометров. Пластмасса является _________(А) и выполняет роль _________(Б) между стержнем и кожей человека. Если материал стрежня относится к _________(В), то листочки незаряженного электрометра практически моментально отклонятся от вертикального положения. Это объясняется _________(Г) между двумя электрометрами.

Список слов и словосочетаний:
1) вещество
2) проводник
3) материал
4) электризация металлического стержня через влияние
5) диэлектрик
6) протекание свободного электрического заряда
7) изолятор

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Рисунок для задачи

Видеоразбор

5726

Ответ

Задача 10

Номер 4

ОГЭ

2 балла

Прочитайте текст и вставьте на места пропусков слова (словосочетания) из приведенного списка.

Для проведения опыта понадобится стеклянная палочка, лист бумаги и бумажный султан, закрепленный на железном стержне. Если потереть палочку листом бумаги, то палочка и лист бумаги приобретают _________ (А). Султан заряжают тем же зарядом, что и заряд палочки. При поднесении палочки к султану будет наблюдаться _________ (Б) полосок бумаги султана от палочки. Это происходит из-за _________ (В). Если подносить к султану не палочку, а лист бумаги, то полоски бумаги султана будут _________ (Г).

Список слов и словосочетаний:
1) положительные электрические заряды
2) разноименные электрические заряды
3) одноименные электрические заряды
4) взаимодействия зарядов
5) трения
6) отталкивание
7) притягиваться к бумаге

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Цифры могут повторяться.
Рисунок для задачи

Видеоразбор

2647

Ответ

Задача 10

Номер 4

ОГЭ

2 балла

Прочитайте текст и вставьте на места пропусков слова (словосочетания) из приведенного списка.

Для проведения опыта понадобится стеклянная палочка, лист бумаги и бумажный султан, закрепленный на железном стержне. Если потереть палочку листом бумаги, то палочка и лист бумаги приобретают _________ (А). Султан заряжают тем же зарядом, что и заряд палочки. При поднесении палочки к султану будет наблюдаться _________ (Б) полосок бумаги султана от палочки. Это происходит из-за _________ (В). Если подносить к султану не палочку, а лист бумаги, то полоски бумаги султана будут _________ (Г).

Список слов и словосочетаний:
1) положительные электрические заряды
2) разноименные электрические заряды
3) одноименные электрические заряды
4) взаимодействия зарядов
5) трения
6) отталкивание
7) притягиваться к бумаге

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Цифры могут повторяться.
Рисунок для задачи

Видеоразбор

2647

Ответ

Задача 11

Номер 4

ОГЭ

2 балла

Прочитайте текст и вставьте на места пропусков слова (словосочетания) из приведенного списка.

Учитель на уроке, используя две одинаковые легкие палочки и кусок шелковой ткани, последовательно провел два опыта по электризации. В первом опыте, взяв одну из палочек, учитель потер друг о друга шелковую ткань и эту палочку, после чего ученики могли наблюдать взаимное притяжение между палочкой и куском ткани (рис. 1).
Рисунок для задачи
Это объясняется тем, что и палочка, и ткань _________(А), причем они приобретают _________(Б) заряды. А, как известно, взаимодействие разноименных зарядов заключается в их взаимном _________(В).
Во втором опыте после поочередного натирания о ткань обе палочки стали взаимно отталкиваться друг от друга (рис. 2).
Так происходит потому, что обе палочки после натирания их одним и тем же куском ткани приобрели _________(Г) электрические заряды. Взаимодействие же таких зарядов заключается в их взаимном отталкивании.

Список слов и словосочетаний:
1) одинаковые по знаку
2) противоположные по знаку
3) электризуются через влияние
4) электризуются при трении
5) отталкивание
6) притяжение
7) не проводят электрический заряд

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Цифры могут повторяться.
Рисунок для задачи

Видеоразбор

4261

Ответ

Задача 11

Номер 4

ОГЭ

2 балла

Прочитайте текст и вставьте на места пропусков слова (словосочетания) из приведенного списка.

Учитель на уроке, используя две одинаковые легкие палочки и кусок шелковой ткани, последовательно провел два опыта по электризации. В первом опыте, взяв одну из палочек, учитель потер друг о друга шелковую ткань и эту палочку, после чего ученики могли наблюдать взаимное притяжение между палочкой и куском ткани (рис. 1).
Рисунок для задачи
Это объясняется тем, что и палочка, и ткань _________(А), причем они приобретают _________(Б) заряды. А, как известно, взаимодействие разноименных зарядов заключается в их взаимном _________(В).
Во втором опыте после поочередного натирания о ткань обе палочки стали взаимно отталкиваться друг от друга (рис. 2).
Так происходит потому, что обе палочки после натирания их одним и тем же куском ткани приобрели _________(Г) электрические заряды. Взаимодействие же таких зарядов заключается в их взаимном отталкивании.

Список слов и словосочетаний:
1) одинаковые по знаку
2) противоположные по знаку
3) электризуются через влияние
4) электризуются при трении
5) отталкивание
6) притяжение
7) не проводят электрический заряд

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Цифры могут повторяться.
Рисунок для задачи

Видеоразбор

4261

Ответ

Задача 12

Номер 4

ОГЭ

2 балла

Прочитайте текст и вставьте на места пропусков слова (словосочетания) из приведенного списка.

Учитель на уроке, используя палочку и два лоскутка одной и той же ткани, последовательно провел два опыта по электризации. В первом опыте, взяв один из лоскутков ткани, учитель потер друг о друга этот лоскуток и палочку, после чего ученики могли наблюдать взаимное притяжение между палочкой и куском ткани (рис. 1).
Рисунок для задачи
Это объясняется тем, что в результате трения палочка и кусок ткани _________(А) и приобретают _________(Б) электрические заряды. А взаимодействие таких зарядов заключается в их взаимном _________(В). Во втором опыте два лоскутка ткани по очереди потерли о палочку. После этого лоскутки стали взаимно отталкиваться друг от друга (рис. 2).
Так происходит потому, что оба лоскутка ткани после трения их об одну и ту же палочку, приобрели _________ (Г) электрические заряды. Взаимодействие же подобных зарядов одного знака заключается в их взаимном отталкивании.

Список слов и словосочетаний:
1) притяжение
2) отталкивание
3) электризуются
4) намагничиваются
5) свободные электроны
6) противоположные по знаку
7) одинаковые по знаку

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Цифры могут повторяться.
Рисунок для задачи

Видеоразбор

3617

Ответ

Задача 12

Номер 4

ОГЭ

2 балла

Прочитайте текст и вставьте на места пропусков слова (словосочетания) из приведенного списка.

Учитель на уроке, используя палочку и два лоскутка одной и той же ткани, последовательно провел два опыта по электризации. В первом опыте, взяв один из лоскутков ткани, учитель потер друг о друга этот лоскуток и палочку, после чего ученики могли наблюдать взаимное притяжение между палочкой и куском ткани (рис. 1).
Рисунок для задачи
Это объясняется тем, что в результате трения палочка и кусок ткани _________(А) и приобретают _________(Б) электрические заряды. А взаимодействие таких зарядов заключается в их взаимном _________(В). Во втором опыте два лоскутка ткани по очереди потерли о палочку. После этого лоскутки стали взаимно отталкиваться друг от друга (рис. 2).
Так происходит потому, что оба лоскутка ткани после трения их об одну и ту же палочку, приобрели _________ (Г) электрические заряды. Взаимодействие же подобных зарядов одного знака заключается в их взаимном отталкивании.

Список слов и словосочетаний:
1) притяжение
2) отталкивание
3) электризуются
4) намагничиваются
5) свободные электроны
6) противоположные по знаку
7) одинаковые по знаку

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Цифры могут повторяться.
Рисунок для задачи

Видеоразбор

3617

Ответ

Задача 13

Номер 4

ОГЭ

2 балла

Прочитайте текст и вставьте на места пропусков слова из приведенного списка.
Положительно заряженную проводящую пластину соединили проводником с шаром незаряженного электроскопа (см. рис.).

Шар и стержень электроскопа являются (А)______________. При соединении с пластиной электрический заряд с пластины перешел на электроскоп, и он приобрел (Б)_______________ заряд. Лепестки электроскопа разошлись на некоторый угол, так как (В)_______________ заряды отталкиваются. Если заряд пластины уменьшить, то угол расхождения лепестков электроскопа (Г)_________________.

Список слов:
1) проводники
2) диэлектрики
3) отрицательный
4) положительный
5) увеличится
6) уменьшится
7) одноименные
8) разноименные

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Цифры могут повторяться.
Рисунок для задачи

Видеоразбор

1476

Ответ

Задача 13

Номер 4

ОГЭ

2 балла

Прочитайте текст и вставьте на места пропусков слова из приведенного списка.
Положительно заряженную проводящую пластину соединили проводником с шаром незаряженного электроскопа (см. рис.).

Шар и стержень электроскопа являются (А)______________. При соединении с пластиной электрический заряд с пластины перешел на электроскоп, и он приобрел (Б)_______________ заряд. Лепестки электроскопа разошлись на некоторый угол, так как (В)_______________ заряды отталкиваются. Если заряд пластины уменьшить, то угол расхождения лепестков электроскопа (Г)_________________.

Список слов:
1) проводники
2) диэлектрики
3) отрицательный
4) положительный
5) увеличится
6) уменьшится
7) одноименные
8) разноименные

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Цифры могут повторяться.
Рисунок для задачи

Видеоразбор

1476

Ответ