60+

Уникальных
вариантов

4 200+

Разборов
с видео

7 000+

Уникальных задач

Банк Задач - Global_EE

Мы собрали более 7 000 задач по физике. 4 200 из них уже с видеоразборами

Выбор предмета

Выберите предмет, нажимая на кнопки ниже

ОГЭ
ЕГЭ

Задача 1

Номер 4

ОГЭ

2 балла

Прочитайте текст и вставьте на места пропусков слова (словосочетания) из приведенного списка.

Механические колебания, распространяющиеся в упругой среде, — газе, жидкости или твердом — называются волнами или механическими волнами. Эти волны могут быть поперечными либо продольными.
Для того, чтобы в среде могла существовать поперечная волна, эта среда должна проявлять упругие свойства при деформациях ________ (А). Примером такой среды являются твердые тела. Например, поперечные волны могут распространяться в горных породах при землетрясении или в натянутой стальной струне. Продольные волны могут распространяться в любых упругих средах, так как для их распространения в среде должны возникать только деформации ________ (Б), которые присущи всем упругим средам. В газах и жидкостях могут распространяться только продольные волны, так как в этих средах отсутствуют жесткие связи между частицами среды, и по этой причине при деформациях ________ (А) никакие упругие силы не возникают.
Человеческое ухо воспринимает как звук механические волны, имеющие частоты в пределах приблизительно от 20 Гц до 20 кГц (для каждого человека индивидуально). Звук имеет несколько основных характеристик. ________ (В) звуковой волны однозначно связана с интенсивностью звука. ________ (Г) же звуковой волны определяет высоту его тона.
Если звук представляет собой сумму нескольких волн с разными ________ (Г), то ухо может воспринимать такой звук как тональный, но при этом он будет обладать своеобразным «окрасом», который принято называть тембром. Например, одна и та же нота, воспроизведенная при помощи разных музыкальных инструментов (например, рояля, тромбона и органа), будет восприниматься ухом как звуки одного и того же тона, но с разным тембром, что и позволяет отличать «на слух» один музыкальный инструмент от другого.
Еще одна важная характеристика звука — громкость. Эта характеристика является субъективной, то есть определяется на основе слухового ощущения. Опыт показывает, что громкость зависит как от интенсивности звука, так и от его частоты, то есть при разных частотах звуки одинаковой интенсивности могут восприниматься ухом как звуки разной громкости (а могут и как звуки одинаковой громкости!).

Список слов и словосочетаний:
1) амплитуда
2) изгиб
3) кручение
4) растяжение и сжатие
5) сдвиг
6) скорость
7) частота

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Цифры могут повторяться.
Рисунок для задачи

Видеоразбор

5417

Ответ

Задача 1

Номер 4

ОГЭ

2 балла

Прочитайте текст и вставьте на места пропусков слова (словосочетания) из приведенного списка.

Механические колебания, распространяющиеся в упругой среде, — газе, жидкости или твердом — называются волнами или механическими волнами. Эти волны могут быть поперечными либо продольными.
Для того, чтобы в среде могла существовать поперечная волна, эта среда должна проявлять упругие свойства при деформациях ________ (А). Примером такой среды являются твердые тела. Например, поперечные волны могут распространяться в горных породах при землетрясении или в натянутой стальной струне. Продольные волны могут распространяться в любых упругих средах, так как для их распространения в среде должны возникать только деформации ________ (Б), которые присущи всем упругим средам. В газах и жидкостях могут распространяться только продольные волны, так как в этих средах отсутствуют жесткие связи между частицами среды, и по этой причине при деформациях ________ (А) никакие упругие силы не возникают.
Человеческое ухо воспринимает как звук механические волны, имеющие частоты в пределах приблизительно от 20 Гц до 20 кГц (для каждого человека индивидуально). Звук имеет несколько основных характеристик. ________ (В) звуковой волны однозначно связана с интенсивностью звука. ________ (Г) же звуковой волны определяет высоту его тона.
Если звук представляет собой сумму нескольких волн с разными ________ (Г), то ухо может воспринимать такой звук как тональный, но при этом он будет обладать своеобразным «окрасом», который принято называть тембром. Например, одна и та же нота, воспроизведенная при помощи разных музыкальных инструментов (например, рояля, тромбона и органа), будет восприниматься ухом как звуки одного и того же тона, но с разным тембром, что и позволяет отличать «на слух» один музыкальный инструмент от другого.
Еще одна важная характеристика звука — громкость. Эта характеристика является субъективной, то есть определяется на основе слухового ощущения. Опыт показывает, что громкость зависит как от интенсивности звука, так и от его частоты, то есть при разных частотах звуки одинаковой интенсивности могут восприниматься ухом как звуки разной громкости (а могут и как звуки одинаковой громкости!).

Список слов и словосочетаний:
1) амплитуда
2) изгиб
3) кручение
4) растяжение и сжатие
5) сдвиг
6) скорость
7) частота

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Цифры могут повторяться.
Рисунок для задачи

Видеоразбор

5417

Ответ

Задача 2

Номер 4

ОГЭ

2 балла

Прочитайте текст и вставьте на места пропусков слова (словосочетания) из приведенного списка.

Реактивным называется движение, которое происходит под действием ________ (А), действующей на движущееся тело со стороны струи вещества, выбрасываемого из двигателя. Пояснить принцип реактивного движения можно на примере движения ракеты.
Пусть в двигателе, установленном на ракете, происходит сгорание топлива и продукты горения (горячие газы) под высоким давлением выбрасываются из сопла двигателя. На каждую порцию газов, выброшенных из сопла, со стороны двигателя действует некоторая сила, которая приводит эту порцию газов в движение. В соответствии с ________ (Б) законом Ньютона, на двигатель со стороны выбрасываемых газов действует сила, такая же по модулю и противоположная по направлению. Эта сила называется реактивной. Под ее действием ракета приобретает ускорение и разгоняется в направлении, ________ (В) выбрасывания газов.
При реактивном движении ракеты ее масса непрерывно уменьшается из-за сгорания топлива и выбрасывания наружу продуктов сгорания. По этой причине модуль ускорения ракеты все время ________ (Г), а скорость ракеты нелинейно зависит от массы сгоревшего топлива. Впервые задача об отыскании модуля конечной скорости υ ракеты, масса которой изменилась от значения m0 до величины m, была решена русским ученым, пионером космонавтики К. Э. Циолковским.

Список слов и словосочетаний:
1) сила реакции
2) сила тяжести
3) первый
4) второй
5) третий
6) противоположное направление
7) совпадающий с направлением
8) изменяется
9) остается постоянным

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Цифры могут повторяться.
Рисунок для задачи

Видеоразбор

1568

Ответ

Задача 2

Номер 4

ОГЭ

2 балла

Прочитайте текст и вставьте на места пропусков слова (словосочетания) из приведенного списка.

Реактивным называется движение, которое происходит под действием ________ (А), действующей на движущееся тело со стороны струи вещества, выбрасываемого из двигателя. Пояснить принцип реактивного движения можно на примере движения ракеты.
Пусть в двигателе, установленном на ракете, происходит сгорание топлива и продукты горения (горячие газы) под высоким давлением выбрасываются из сопла двигателя. На каждую порцию газов, выброшенных из сопла, со стороны двигателя действует некоторая сила, которая приводит эту порцию газов в движение. В соответствии с ________ (Б) законом Ньютона, на двигатель со стороны выбрасываемых газов действует сила, такая же по модулю и противоположная по направлению. Эта сила называется реактивной. Под ее действием ракета приобретает ускорение и разгоняется в направлении, ________ (В) выбрасывания газов.
При реактивном движении ракеты ее масса непрерывно уменьшается из-за сгорания топлива и выбрасывания наружу продуктов сгорания. По этой причине модуль ускорения ракеты все время ________ (Г), а скорость ракеты нелинейно зависит от массы сгоревшего топлива. Впервые задача об отыскании модуля конечной скорости υ ракеты, масса которой изменилась от значения m0 до величины m, была решена русским ученым, пионером космонавтики К. Э. Циолковским.

Список слов и словосочетаний:
1) сила реакции
2) сила тяжести
3) первый
4) второй
5) третий
6) противоположное направление
7) совпадающий с направлением
8) изменяется
9) остается постоянным

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Цифры могут повторяться.
Рисунок для задачи

Видеоразбор

1568

Ответ

Задача 3

Номер 4

ОГЭ

2 балла

Прочитайте текст и вставьте на места пропусков слова (словосочетания) из приведенного списка.

Закон Бернулли был открыт в 1738 году Даниилом Бернулли — швейцарским физиком, механиком и математиком, академиком и иностранным почетным членом Петербургской академии наук. Закон Бернулли позволяет понять некоторые явления, наблюдаемые при течении потока жидкости или газа. В качестве примера рассмотрим поток жидкости плотностью ρ, текущей по наклоненной под углом к горизонту трубе. Если жидкость полностью заполняет трубу, то закон Бернулли выражается следующим простым уравнением:
Рисунок для задачи
В этом уравнении h — высота, на которой находится выделенный объем жидкости, υ — скорость этого объема, p — давление внутри потока жидкости на данной высоте. Записанное уравнение свидетельствует о том, что сумма трех величин, первая из которых зависит от высоты, вторая — от квадрата скорости, а третья — от давления, есть величина постоянная.

Возьмем горизонтальную стеклянную трубу, в центральной части которой сделано сужение (см. рис.). Припаяем к отверстиям в этой трубе три тонких стеклянных трубочки — две около краев трубы (там, где она толще) и одну — в центральной части трубы (там, где находится сужение). Расположим эту трубу горизонтально и будем пропускать через нее воду под давлением — так, как показано стрелкой на рисунке. Из направленных вверх трубочек начнут бить фонтанчики. Поскольку площадь поперечного сечения центральной части трубы меньше, то скорость протекания воды через эту часть будет ________ (А), чем через левый и правый участки трубы. По этой причине в соответствии с законом Бернулли давление в жидкости в центральной части трубы будет ________ (Б), чем в остальных частях трубы, и высота среднего фонтанчика будет меньше, чем крайних фонтанчиков.
Описанное явление легко объясняется и с помощью ________ (В) закона Ньютона. Действительно, частицы жидкости при переходе из начального участка трубы в центральный должны ________ (Г) свою скорость. Для этого на них должна действовать сила, направленная в сторону центральной части трубы. Эта сила представляет собой разность сил давления. Следовательно, давление в центральной части трубы должно быть меньше, чем в ее начальной части.
При помощи закона Бернулли могут быть объяснены разнообразные явления, возникающие при течении потоков жидкости или газа. Например, известно, что двум большим кораблям, движущимся попутными курсами, запрещается проходить близко друг от друга. При таком движении между близкими бортами кораблей возникает более быстрый поток движущейся воды, чем со стороны внешних бортов. Вследствие этого давление в потоке воды между кораблями становится меньше, чем снаружи, и возникает сила, которая начинает подталкивать корабли друг к другу. Если расстояние между кораблями мало, то может произойти их столкновение.

Список слов и словосочетаний:
1) больше
2) меньше
3) первый
4) второй
5) третий
6) увеличить
7) уменьшить

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Цифры могут повторяться.
Рисунок для задачи

Видеоразбор

1246

Ответ

Задача 3

Номер 4

ОГЭ

2 балла

Прочитайте текст и вставьте на места пропусков слова (словосочетания) из приведенного списка.

Закон Бернулли был открыт в 1738 году Даниилом Бернулли — швейцарским физиком, механиком и математиком, академиком и иностранным почетным членом Петербургской академии наук. Закон Бернулли позволяет понять некоторые явления, наблюдаемые при течении потока жидкости или газа.
В качестве примера рассмотрим поток жидкости плотностью ρ, текущей по наклоненной под углом к горизонту трубе. Если жидкость полностью заполняет трубу, то закон Бернулли выражается следующим простым уравнением:



Рисунок для задачи
В этом уравнении h — высота, на которой находится выделенный объем жидкости, υ — скорость этого объема, p — давление внутри потока жидкости на данной высоте. Записанное уравнение свидетельствует о том, что сумма трех величин, первая из которых зависит от высоты, вторая — от квадрата скорости, а третья — от давления, есть величина постоянная.

Возьмем горизонтальную стеклянную трубу, в центральной части которой сделано сужение (см. рис.). Припаяем к отверстиям в этой трубе три тонких стеклянных трубочки — две около краев трубы (там, где она толще) и одну — в центральной части трубы (там, где находится сужение). Расположим эту трубу горизонтально и будем пропускать через нее воду под давлением — так, как показано стрелкой на рисунке. Из направленных вверх трубочек начнут бить фонтанчики. Поскольку площадь поперечного сечения центральной части трубы меньше, то скорость протекания воды через эту часть будет ________ (А), чем через левый и правый участки трубы. По этой причине в соответствии с законом Бернулли давление в жидкости в центральной части трубы будет ________ (Б), чем в остальных частях трубы, и высота среднего фонтанчика будет меньше, чем крайних фонтанчиков.
Описанное явление легко объясняется и с помощью ________ (В) закона Ньютона. Действительно, частицы жидкости при переходе из начального участка трубы в центральный должны ________ (Г) свою скорость. Для этого на них должна действовать сила, направленная в сторону центральной части трубы. Эта сила представляет собой разность сил давления. Следовательно, давление в центральной части трубы должно быть меньше, чем в ее начальной части.
При помощи закона Бернулли могут быть объяснены разнообразные явления, возникающие при течении потоков жидкости или газа. Например, известно, что двум большим кораблям, движущимся попутными курсами, запрещается проходить близко друг от друга. При таком движении между близкими бортами кораблей возникает более быстрый поток движущейся воды, чем со стороны внешних бортов. Вследствие этого давление в потоке воды между кораблями становится меньше, чем снаружи, и возникает сила, которая начинает подталкивать корабли друг к другу. Если расстояние между кораблями мало, то может произойти их столкновение.

Список слов и словосочетаний:
1) больше
2) меньше
3) первый
4) второй
5) третий
6) увеличить
7) уменьшить

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Цифры могут повторяться.


Рисунок для задачи

Видеоразбор

1246

Ответ

Задача 4

Номер 4

ОГЭ

2 балла

Прочитайте текст и вставьте на место пропусков слова (словосочетания) из приведенного списка.
Для проведения опытов по изучению плавания тел Василий использовал стакан с пресной водой, поваренную соль и сырое яйцо. На рисунке представлено поведение яйца в зависимости от _________(А) соляного раствора в стакане. В стакане 3 плотность раствора была _________(Б). При увеличении плотности раствора сила тяжести, действующая на яйцо, _________(В), а выталкивающая сила _________(Г).

Список слов:
1) максимальной
2) минимальной
3) концентрации
4) массы
5) увеличивается
6) уменьшается
7) не изменяется

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Рисунок для задачи

Видеоразбор

3175

Ответ

Задача 4

Номер 4

ОГЭ

2 балла

Прочитайте текст и вставьте на место пропусков слова (словосочетания) из приведенного списка.
Для проведения опытов по изучению плавания тел Василий использовал стакан с пресной водой, поваренную соль и сырое яйцо. На рисунке представлено поведение яйца в зависимости от _________(А) соляного раствора в стакане. В стакане 3 плотность раствора была _________(Б). При увеличении плотности раствора сила тяжести, действующая на яйцо, _________(В), а выталкивающая сила _________(Г).

Список слов:
1) максимальной
2) минимальной
3) концентрации
4) массы
5) увеличивается
6) уменьшается
7) не изменяется

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Рисунок для задачи

Видеоразбор

3175

Ответ

Задача 5

Номер 4

ОГЭ

2 балла

Прочитайте текст и вставьте на места пропусков слова (словосочетания) из приведенного списка.

Для изучения условий плавания тел провели два эксперимента. В первом эксперименте взяли железную гирю и поместили ее в сосуд с водой. Гиря утонула (рис. 1). Это произошло потому, что плотность железа больше плотности воды, поэтому сила тяжести, действующая на гирю, _______(А) выталкивающей силы, действующей на гирю со стороны воды, и гиря будет тонуть в воде, пока не опустится на дно сосуда.
Во втором эксперименте эту же самую гирю поместили в сосуд со ртутью. Гиря всплыла (рис. 2). Плотность железа меньше, чем плотность ртути. Поэтому сила тяжести, действующая на гирю, _______(Б) выталкивающей силы, действующей на гирю со стороны ртути, и гиря будет всплывать, поднимаясь к поверхности. Поднявшись на поверхность, гиря будет плавать так, что часть ее будет выступать из ртути. Это объясняется тем, что при равновесии тела, плавающего в жидкости, вес _______(В) жидкости (в данном случае объема части гири, находящейся под свободным уровнем ртути) должен быть равен _______(Г) гири.

Список слов и словосочетаний:
1) больше
2) меньше
3) масса
4) вес
5) вытесненный объем
6) общий объем
7) плотность

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Цифры могут повторяться.
Рисунок для задачи

Видеоразбор

1254

Ответ

Задача 5

Номер 4

ОГЭ

2 балла

Прочитайте текст и вставьте на места пропусков слова (словосочетания) из приведенного списка.

Для изучения условий плавания тел провели два эксперимента. В первом эксперименте взяли железную гирю и поместили ее в сосуд с водой. Гиря утонула (рис. 1). Это произошло потому, что плотность железа больше плотности воды, поэтому сила тяжести, действующая на гирю, _______(А) выталкивающей силы, действующей на гирю со стороны воды, и гиря будет тонуть в воде, пока не опустится на дно сосуда.
Во втором эксперименте эту же самую гирю поместили в сосуд со ртутью. Гиря всплыла (рис. 2). Плотность железа меньше, чем плотность ртути. Поэтому сила тяжести, действующая на гирю, _______(Б) выталкивающей силы, действующей на гирю со стороны ртути, и гиря будет всплывать, поднимаясь к поверхности. Поднявшись на поверхность, гиря будет плавать так, что часть ее будет выступать из ртути. Это объясняется тем, что при равновесии тела, плавающего в жидкости, вес _______(В) жидкости (в данном случае объема части гири, находящейся под свободным уровнем ртути) должен быть равен _______(Г) гири.

Список слов и словосочетаний:
1) больше
2) меньше
3) масса
4) вес
5) вытесненный объем
6) общий объем
7) плотность

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Цифры могут повторяться.
Рисунок для задачи

Видеоразбор

1254

Ответ

Задача 6

Номер 4

ОГЭ

2 балла

Прочитайте текст и вставьте на места пропусков слова (словосочетания) из приведенного списка.

Для изучения зависимости гидростатического давления жидкости от высоты столба и рода жидкости, учитель провел опыты с прибором, предложенным Паскалем. Прибор представляет собой сосуд, дно которого имеет фиксированную площадь и затянуто резиновой пленкой. В прибор наливается жидкость. Дно сосуда при этом прогибается, и его движение передается стрелке. Отклонение стрелки характеризует силу, с которой жидкость давит на дно сосуда. Учитель взял несколько таких приборов с одинаковой площадью дна, затянутого одинаковой резиновой пленкой. Сначала в первый сосуд налили воду, высота столба которой была h1. Стрелка прибора отклонилась на некоторое расстояние (рис. 1). Затем, во втором опыте, воду долили до уровня h2 > h1. Стрелка прибора отклонилась еще больше (рис. 2). Это свидетельствует о том, что при увеличении _________ (А) давление на дно сосуда увеличивается.
В следующем, третьем, опыте учитель налил в третий сосуд другую жидкость (глицерин), высота столба которой также была равна h2. Стрелка прибора с глицерином отклонилась больше, чем стрелка прибора с водой во втором опыте (рис. 3). Данный опыт показывает, что давление, создаваемое жидкостью на дно сосуда, зависит также от _________ (Б). Чем больше плотность жидкости, тем _________ (В) давление оказывает эта жидкость на _________ (Г). Плотность воды меньше плотности глицерина, поэтому прибор, в который налита вода, показывает меньшее давление, чем прибор, в который налит глицерин.

Список слов и словосочетаний:
1) род жидкости
2) высота столба жидкости
3) площадь дна сосуда
4) плотность жидкости
5) дно сосуда
6) меньшее
7) большее

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Цифры могут повторяться.
Рисунок для задачи

Видеоразбор

2475

Ответ

Задача 6

Номер 4

ОГЭ

2 балла

Прочитайте текст и вставьте на места пропусков слова (словосочетания) из приведенного списка.

Для изучения зависимости гидростатического давления жидкости от высоты столба и рода жидкости, учитель провел опыты с прибором, предложенным Паскалем. Прибор представляет собой сосуд, дно которого имеет фиксированную площадь и затянуто резиновой пленкой. В прибор наливается жидкость. Дно сосуда при этом прогибается, и его движение передается стрелке. Отклонение стрелки характеризует силу, с которой жидкость давит на дно сосуда. Учитель взял несколько таких приборов с одинаковой площадью дна, затянутого одинаковой резиновой пленкой. Сначала в первый сосуд налили воду, высота столба которой была h1. Стрелка прибора отклонилась на некоторое расстояние (рис. 1). Затем, во втором опыте, воду долили до уровня h2 > h1. Стрелка прибора отклонилась еще больше (рис. 2). Это свидетельствует о том, что при увеличении _________ (А) давление на дно сосуда увеличивается.
В следующем, третьем, опыте учитель налил в третий сосуд другую жидкость (глицерин), высота столба которой также была равна h2. Стрелка прибора с глицерином отклонилась больше, чем стрелка прибора с водой во втором опыте (рис. 3). Данный опыт показывает, что давление, создаваемое жидкостью на дно сосуда, зависит также от _________ (Б). Чем больше плотность жидкости, тем _________ (В) давление оказывает эта жидкость на _________ (Г). Плотность воды меньше плотности глицерина, поэтому прибор, в который налита вода, показывает меньшее давление, чем прибор, в который налит глицерин.

Список слов и словосочетаний:
1) род жидкости
2) высота столба жидкости
3) площадь дна сосуда
4) плотность жидкости
5) дно сосуда
6) меньшее
7) большее

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Цифры могут повторяться.
Рисунок для задачи

Видеоразбор

2475

Ответ

Задача 7

Номер 4

ОГЭ

2 балла

Прочитайте текст и вставьте на места пропусков слова (словосочетания) из приведенного списка.

Возьмём растительное масло, сок, подкрашенный спирт и высокий стакан. Сначала нальем в стакан сок, затем аккуратно по лезвию ножа добавим растительное масло. И в последнюю очередь, опять же по лезвию ножа, добавим сверху спирт. В результате получим три слоя разных жидкостей в одном стакане. Этот опыт оказался возможным, потому что масло _______(А) с соком и спиртом. Жидкости _______(Б), и слои жидкостей распределены в соответствии с _______(В). Если бы мы бросили металлический шуруп в этот стакан, то он бы оказался на _______(Г) стакана.

Список слов и словосочетаний:
1) не взаимодействует
2) не смешивается
3) имеют одинаковый объём
4) имеют одинаковую массу
5) имеют разную плотность
6) условием плавания тел
7) законом Гука
8) дно
9) поверхность

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Цифры могут повторяться.
Рисунок для задачи

Видеоразбор

2568

Ответ

Задача 7

Номер 4

ОГЭ

2 балла

Прочитайте текст и вставьте на места пропусков слова (словосочетания) из приведенного списка.

Возьмём растительное масло, сок, подкрашенный спирт и высокий стакан. Сначала нальем в стакан сок, затем аккуратно по лезвию ножа добавим растительное масло. И в последнюю очередь, опять же по лезвию ножа, добавим сверху спирт. В результате получим три слоя разных жидкостей в одном стакане. Этот опыт оказался возможным, потому что масло _______(А) с соком и спиртом. Жидкости _______(Б), и слои жидкостей распределены в соответствии с _______(В). Если бы мы бросили металлический шуруп в этот стакан, то он бы оказался на _______(Г) стакана.

Список слов и словосочетаний:
1) не взаимодействует
2) не смешивается
3) имеют одинаковый объём
4) имеют одинаковую массу
5) имеют разную плотность
6) условием плавания тел
7) законом Гука
8) дно
9) поверхность

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Цифры могут повторяться.
Рисунок для задачи

Видеоразбор

2568

Ответ

Задача 8

Номер 4

ОГЭ

2 балла

Прочитайте текст и вставьте на места пропусков слова (словосочетания) из приведенного списка.

Сплошной кубик изо льда и сырое яйцо опустили в жидкость (см. рис.). На кубик и яйцо со стороны жидкости действует (А)__________________. Для кубика выталкивающая сила (Б)__________________ силу тяжести, а плотность кубика (В)__________________ плотности жидкости. Для яйца сила тяжести (Г)________________ выталкивающей силы.

Список слов и словосочетаний:
1) сила тяжести
2) архимедова сила
3) атмосферное давление
4) больше
5) меньше
6) уравновешивает
7) превышает

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Цифры могут повторяться.
Рисунок для задачи

Видеоразбор

2654

Ответ

Задача 8

Номер 4

ОГЭ

2 балла

Прочитайте текст и вставьте на места пропусков слова (словосочетания) из приведенного списка.

Сплошной кубик изо льда и сырое яйцо опустили в жидкость (см. рис.). На кубик и яйцо со стороны жидкости действует (А)__________________. Для кубика выталкивающая сила (Б)__________________ силу тяжести, а плотность кубика (В)__________________ плотности жидкости. Для яйца сила тяжести (Г)________________ выталкивающей силы.

Список слов и словосочетаний:
1) сила тяжести
2) архимедова сила
3) атмосферное давление
4) больше
5) меньше
6) уравновешивает
7) превышает

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Цифры могут повторяться.
Рисунок для задачи

Видеоразбор

2654

Ответ

Задача 9

Номер 4

ОГЭ

2 балла

Прочитайте текст и вставьте на места пропусков слова (словосочетания) из приведенного списка.

На весах (см. рис.) установлен герметично закрытый стеклянный колпак, заполненный воздухом. Внутри колпака на рычажных весах уравновешены два шара разного объема (V1 > V2). На каждый из шаров действуют три силы: сила тяжести, (А)__________________ и сила Архимеда.
С помощью насоса откачивают воздух из-под колпака, при этом равновесие весов нарушается и перевешивает (Б)_________________. По мере откачки воздуха (В)_________________, действующая на каждый из шаров, не изменяется, (Г)__________________ уменьшается.


Список слов и словосочетаний:
1) шар 1
2) шар 2
3) атмосферное давление
4) гидростатическое давление
5) сила тяжести
6) выталкивающая сила
7) сила упругости
8) равновесие

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Цифры могут повторяться.
Рисунок для задачи

Видеоразбор

7156

Ответ

Задача 9

Номер 4

ОГЭ

2 балла

Прочитайте текст и вставьте на места пропусков слова (словосочетания) из приведенного списка.

На весах (см. рис.) установлен герметично закрытый стеклянный колпак, заполненный воздухом. Внутри колпака на рычажных весах уравновешены два шара разного объема (V1 > V2). На каждый из шаров действуют три силы: сила тяжести, (А)__________________ и сила Архимеда.
С помощью насоса откачивают воздух из-под колпака, при этом равновесие весов нарушается и перевешивает (Б)_________________. По мере откачки воздуха (В)_________________, действующая на каждый из шаров, не изменяется, (Г)__________________ уменьшается.


Список слов и словосочетаний:
1) шар 1
2) шар 2
3) атмосферное давление
4) гидростатическое давление
5) сила тяжести
6) выталкивающая сила
7) сила упругости
8) равновесие

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Цифры могут повторяться.
Рисунок для задачи

Видеоразбор

7156

Ответ

Задача 10

Номер 4

ОГЭ

2 балла

Прочитайте текст и вставьте на места пропусков слова (словосочетания) из приведенного списка.

Для иллюстрации действия законов гидростатики и динамики учитель показал в классе следующий опыт. На левой чашке весов были установлены стакан с водой и штатив с подвешенным к нему грузом, а на другой уравновешивающая их гиря (рис. 1). Груз при этом находился целиком над водой. Затем учитель удлинил нить настолько, что груз оказался в воде, не касаясь стенок и дна стакана. При этом равновесие весов, вопреки ожиданиям некоторых учеников, не нарушилось.
Почему же так происходит? Ведь при опускании груза в воду натяжение нити уменьшается на величину _________(А), действующей на груз, а это значит, что уменьшается и сила давления штатива на левую чашку. Однако, согласно _________(Б), на эту же величину возрастает сила, действующая со стороны груза на воду и _________(В). Таким образом, давление стакана на чашку увеличится. Причем уменьшение силы давления штатива будет в точности скомпенсировано увеличением _________(Г) стакана на чашку весов. Вот поэтому равновесие весов не нарушается.

Список слов и словосочетаний:
1) сила тяжести
2) второй закон Ньютона
3) архимедова сила
4) нить
5) третий закон Ньютона
6) сила давления
7) дно сосуда

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Цифры могут повторяться.
Рисунок для задачи

Видеоразбор

3576

Ответ

Задача 10

Номер 4

ОГЭ

2 балла

Прочитайте текст и вставьте на места пропусков слова (словосочетания) из приведенного списка.

Для иллюстрации действия законов гидростатики и динамики учитель показал в классе следующий опыт. На левой чашке весов были установлены стакан с водой и штатив с подвешенным к нему грузом, а на другой уравновешивающая их гиря (рис. 1). Груз при этом находился целиком над водой. Затем учитель удлинил нить настолько, что груз оказался в воде, не касаясь стенок и дна стакана. При этом равновесие весов, вопреки ожиданиям некоторых учеников, не нарушилось.
Почему же так происходит? Ведь при опускании груза в воду натяжение нити уменьшается на величину _________(А), действующей на груз, а это значит, что уменьшается и сила давления штатива на левую чашку. Однако, согласно _________(Б), на эту же величину возрастает сила, действующая со стороны груза на воду и _________(В). Таким образом, давление стакана на чашку увеличится. Причем уменьшение силы давления штатива будет в точности скомпенсировано увеличением _________(Г) стакана на чашку весов. Вот поэтому равновесие весов не нарушается.

Список слов и словосочетаний:
1) сила тяжести
2) второй закон Ньютона
3) архимедова сила
4) нить
5) третий закон Ньютона
6) сила давления
7) дно сосуда

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Цифры могут повторяться.
Рисунок для задачи

Видеоразбор

3576

Ответ

Задача 11

Номер 4

ОГЭ

2 балла

Прочитайте текст и вставьте на места пропусков слова (словосочетания) из приведенного списка.

Для иллюстрации действия законов гидростатики и динамики учитель показал в классе два опыта. В первом опыте в большом сосуде с вертикальными стенками, частично заполненном водой, вначале плавал стакан, в котором находился небольшой деревянный шарик (рис. 1). Затем деревянный шарик перекладывали из стакана в сосуд с водой. Уровень воды в сосуде при этом не изменялся.
Во втором опыте в стакане, который также плавал вначале в большом сосуде с водой, находился стальной шарик. Затем стальной шарик перекладывали из стакана в сосуд с водой. Уровень воды в сосуде при этом понижался.
Почему же так происходит? Дело в том, что _________(А) на дно сосуда равна весу воды, стакана и шарика. Представим себе, что мы поставили сосуд (который для простоты можно считать невесомым) с его содержимым на весы. Тогда они покажут вес содержимого, то есть вес воды, стакана и шарика вместе взятых, причем их показания не зависят от того, где находится шарик — в стакане или в сосуде с водой. С другой стороны, весы должны показывать силу, действующую на _________(Б), которая в начальной ситуации определяется только уровнем воды в сосуде.
В случае, когда из стакана перекладывают деревянный шарик, он будет плавать на поверхности воды, и действующая на дно сосуда сила будет, по-прежнему, определяться лишь _________(В). А поскольку сила не меняется, то и уровень воды должен остаться прежним. Иным будет результат в случае, когда шарик стальной. Тяжелый стальной шарик утонет, то есть опустится на дно сосуда. Поэтому полная сила давления будет складываться из силы давления воды и силы давления шарика. Однако полная сила не должна измениться, значит, должна уменьшиться сила давления воды. А это может произойти только в том случае, если уровень воды _________(Г).

Список слов и словосочетаний:
1) сила тяжести
2) дно сосуда
3) боковая поверхность сосуда
4) уровень воды
5) сила давления
6) понизится
7) повысится

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Цифры могут повторяться.
Рисунок для задачи

Видеоразбор

5246

Ответ

Задача 11

Номер 4

ОГЭ

2 балла

Прочитайте текст и вставьте на места пропусков слова (словосочетания) из приведенного списка.

Для иллюстрации действия законов гидростатики и динамики учитель показал в классе два опыта. В первом опыте в большом сосуде с вертикальными стенками, частично заполненном водой, вначале плавал стакан, в котором находился небольшой деревянный шарик (рис. 1). Затем деревянный шарик перекладывали из стакана в сосуд с водой. Уровень воды в сосуде при этом не изменялся.
Во втором опыте в стакане, который также плавал вначале в большом сосуде с водой, находился стальной шарик. Затем стальной шарик перекладывали из стакана в сосуд с водой. Уровень воды в сосуде при этом понижался.
Почему же так происходит? Дело в том, что _________(А) на дно сосуда равна весу воды, стакана и шарика. Представим себе, что мы поставили сосуд (который для простоты можно считать невесомым) с его содержимым на весы. Тогда они покажут вес содержимого, то есть вес воды, стакана и шарика вместе взятых, причем их показания не зависят от того, где находится шарик — в стакане или в сосуде с водой. С другой стороны, весы должны показывать силу, действующую на _________(Б), которая в начальной ситуации определяется только уровнем воды в сосуде.
В случае, когда из стакана перекладывают деревянный шарик, он будет плавать на поверхности воды, и действующая на дно сосуда сила будет, по-прежнему, определяться лишь _________(В). А поскольку сила не меняется, то и уровень воды должен остаться прежним. Иным будет результат в случае, когда шарик стальной. Тяжелый стальной шарик утонет, то есть опустится на дно сосуда. Поэтому полная сила давления будет складываться из силы давления воды и силы давления шарика. Однако полная сила не должна измениться, значит, должна уменьшиться сила давления воды. А это может произойти только в том случае, если уровень воды _________(Г).

Список слов и словосочетаний:
1) сила тяжести
2) дно сосуда
3) боковая поверхность сосуда
4) уровень воды
5) сила давления
6) понизится
7) повысится

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Цифры могут повторяться.
Рисунок для задачи

Видеоразбор

5246

Ответ

Задача 12

Номер 4

ОГЭ

2 балла

Прочитайте текст и вставьте на места пропусков слова (словосочетания) из приведенного списка.

Для иллюстрации действия законов гидростатики учитель показал в классе следующий опыт. Он взял стеклянный колпак с отверстием в донышке, перевернул колпак отверстием кверху и поставил на пластину из стекла таким образом, чтобы края колпака плотно прилегали к поверхности стеклянного листа. Затем через отверстие, имеющееся
в донышке, осторожно наполнил колпак водой доверху, после чего плотно закрыл отверстие пробкой. Затем учитель поднял колпак, а вместе с ним и стеклянную пластину, которая, казалось, была как будто приклеена к колпаку. При этом, вопреки ожиданиям некоторых учеников, вода из-под колпака не вылилась.
Почему же так происходит? Дело в том, что на стеклянную пластину действуют две направленные вниз силы: _________(А), оказываемого столбом воды под колпаком, и _________(Б), действующая на саму пластину. Снизу на стеклянную пластину действует направленная вверх сила _________(В). Давление, оказываемое снизу на стеклянную пластину, намного _________(Г) давления, действующего на пластину сверху. Поэтому и кажется, что стеклянная пластина как будто «приклеивается» к колпаку.

Список слов и словосочетаний:
1) тяжести
2) Архимеда
3) атмосферного давления
4) гидростатического давления
5) давления
6) меньше
7) больше

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Цифры могут повторяться.
Рисунок для задачи

Видеоразбор

Видеоразбор

4137

Ответ

Задача 12

Номер 4

ОГЭ

2 балла

Прочитайте текст и вставьте на места пропусков слова (словосочетания) из приведенного списка.

Для иллюстрации действия законов гидростатики учитель показал в классе следующий опыт. Он взял стеклянный колпак с отверстием в донышке, перевернул колпак отверстием кверху и поставил на пластину из стекла таким образом, чтобы края колпака плотно прилегали к поверхности стеклянного листа. Затем через отверстие, имеющееся
в донышке, осторожно наполнил колпак водой доверху, после чего плотно закрыл отверстие пробкой. Затем учитель поднял колпак, а вместе с ним и стеклянную пластину, которая, казалось, была как будто приклеена к колпаку. При этом, вопреки ожиданиям некоторых учеников, вода из-под колпака не вылилась.
Почему же так происходит? Дело в том, что на стеклянную пластину действуют две направленные вниз силы: _________(А), оказываемого столбом воды под колпаком, и _________(Б), действующая на саму пластину. Снизу на стеклянную пластину действует направленная вверх сила _________(В). Давление, оказываемое снизу на стеклянную пластину, намного _________(Г) давления, действующего на пластину сверху. Поэтому и кажется, что стеклянная пластина как будто «приклеивается» к колпаку.

Список слов и словосочетаний:
1) тяжести
2) Архимеда
3) атмосферного давления
4) гидростатического давления
5) давления
6) меньше
7) больше

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Цифры могут повторяться.
Рисунок для задачи

Видеоразбор

Видеоразбор

4137

Ответ

Задача 13

Номер 4

ОГЭ

2 балла

Прочитайте текст и вставьте на места пропусков слова (словосочетания) из приведенного списка.

Для иллюстрации действия законов гидростатики учитель показал ученикам в классе следующий опыт. Он взял стеклянную трубку с плотно притертым поршнем и погрузил ее в сосуд с водой открытым концом — так, чтобы поршень находился почти на уровне воды. Затем учитель начал двигать поршень вверх. Вода из сосуда стала подниматься вслед за поршнем, заполняя трубку. Что же происходит, когда поршень движется вверх в трубке, погруженной одним концом в воду? При движении поршня вверх воздух над водой под поршнем становится _________(А). Как следствие, давление, производимое им на поверхность воды в трубке, становится _________(Б). Но на открытую поверхность воды в сосуде продолжает действовать _________(В). Поэтому _________(Г) этих давлений вгоняет воду в трубку.

Список слов и словосочетаний:
1) гидростатическое давление
2) атмосферное давление
3) разреженным
4) более плотным
5) разность
6) сумма
7) больше атмосферного
8) меньше атмосферного

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Цифры могут повторяться.
Рисунок для задачи

Видеоразбор

Видеоразбор

3825

Ответ

Задача 13

Номер 4

ОГЭ

2 балла

Прочитайте текст и вставьте на места пропусков слова (словосочетания) из приведенного списка.

Для иллюстрации действия законов гидростатики учитель показал ученикам в классе следующий опыт. Он взял стеклянную трубку с плотно притертым поршнем и погрузил ее в сосуд с водой открытым концом — так, чтобы поршень находился почти на уровне воды. Затем учитель начал двигать поршень вверх. Вода из сосуда стала подниматься вслед за поршнем, заполняя трубку. Что же происходит, когда поршень движется вверх в трубке, погруженной одним концом в воду? При движении поршня вверх воздух над водой под поршнем становится _________(А). Как следствие, давление, производимое им на поверхность воды в трубке, становится _________(Б). Но на открытую поверхность воды в сосуде продолжает действовать _________(В). Поэтому _________(Г) этих давлений вгоняет воду в трубку.

Список слов и словосочетаний:
1) гидростатическое давление
2) атмосферное давление
3) разреженным
4) более плотным
5) разность
6) сумма
7) больше атмосферного
8) меньше атмосферного

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Цифры могут повторяться.
Рисунок для задачи

Видеоразбор

Видеоразбор

3825

Ответ

Задача 14

Номер 4

ОГЭ

2 балла

Прочитайте текст и вставьте на места пропусков слова (словосочетания) из приведенного списка.
Одно из колен U-образного манометра соединили с сосудом, наполненным газом (см. рис.). В качестве жидкости в манометре используется ртуть.
U-образный манометр позволяет измерить (А)________________. В показанном эксперименте давление газа в сосуде (Б)________________ атмосферного давления на (В)________________. При замене в манометре ртути на воду разность в уровнях жидкости в трубках манометра (Г)__________________.

Список слов и словосочетаний:
1) давление газа в сосуде;
2) разность давления газа и атмосферного давления;
3) меньше;
4) больше;
5) 400 мм рт. ст.;
6) 40 мм рт. ст.;
7) увеличится;
8) уменьшится.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Рисунок для задачи

Видеоразбор

Видеоразбор

2457

Ответ

Задача 14

Номер 4

ОГЭ

2 балла

Прочитайте текст и вставьте на места пропусков слова (словосочетания) из приведенного списка.
Одно из колен U-образного манометра соединили с сосудом, наполненным газом (см. рис.). В качестве жидкости в манометре используется ртуть.
U-образный манометр позволяет измерить (А)________________. В показанном эксперименте давление газа в сосуде (Б)________________ атмосферного давления на (В)________________. При замене в манометре ртути на воду разность в уровнях жидкости в трубках манометра (Г)__________________.

Список слов и словосочетаний:
1) давление газа в сосуде;
2) разность давления газа и атмосферного давления;
3) меньше;
4) больше;
5) 400 мм рт. ст.;
6) 40 мм рт. ст.;
7) увеличится;
8) уменьшится.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Рисунок для задачи

Видеоразбор

Видеоразбор

2457

Ответ